Кто на сайте

Сейчас на сайте: 6 чел.

Поделиться



Instagram

Я.Метрика

Яндекс.Метрика
PDF Печать E-mail

Что такое потрребительский кооператив, потребительское общество и союз потребительских обществ ?

Выясним какие организационно-правовые формы предприятий и организаций предусмотрены российским законодательством.

Новая редакция Гражданского кодекса РФ (в редакции Закона № 99-ФЗ от 05.05.2014г.) содержит исчерпывающие перечни организационно-правовых форм как коммерческих, так и некоммерческих юридических лиц с 1-го сентября 2014г.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ все организации в РФ подразделяются на две группы- коммерческие и некоммерческие (кликни на таблицу ниже). Первые ставят своей целью извлечение прибыли от осуществляемой ими деятельности (производства, продажи, оказания услуг и др.) Вторые предоставляют социальные услуги, содействуют развитию образования, науки, культуры, оказывают благотворительность и т.д., то есть ставят перед собой общественно полезные цели.

Коммерческие и некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах. Коммерческие организации могут создаваться в формах акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и др. Отличительной особенностью этих организационно-правовых форм является то, что их учредителям (создателям) необходимо формировать уставный капитал, в размере не ниже 100-кратного минимального размера оплаты труда, что составляет на настоящее время 10 тысяч рублей.

Некоммерческие организации поделены на два класса: унитарные и корпоративные

Организационно-правовые формы корпоративных некоммерческих организаций могут быть следующие:

  • потребительские кооперативы;
  • казачьи общества;
  • общественные организации;
  • общины коренных малочисленных народов;
  • товарищества собственников недвижимости;
  • ассоциации и союзы.

Предпринимательской деятельностью некоммерческая организация вправе заниматься только в том случае, если эта деятельность соответствует целям, для достижения которых создана организация, и осуществляется ради достижения этих целей. Уставом некоммерческой организации может быть установлено, что она вообще не может осуществлять предпринимате льскую деятельность

Теперь остановимся собственно на организационно-правовой форме корпоративной некоммерческой организации - потребительский кооператив, потребительское общество, союз потребительских обществ.

Согласно ст.123.2 Гражданского кодекса РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив". Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную (т.е. дополнительную, сверх того, что внесли) ответственность в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. В последней части этой статьи сказано, что правовое положение потребительских кооперативов а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим кодексом и соответствующими законами о тех или иных видах потребительских кооперативов.

Потребительские кооперативы по видам (целям своей деятельности) также многообразны. Это могут быть сельскохозяйственные потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основе Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", гаражные, жилищно-строительные, садоводческие, кредитные, потребительские общества, союзы потребительских обществ и другие. Для каждого из этих специализированных потребительских кооперативов существует свой федеральный закон, регламентирующий их работу и учитывающий ту или иную специфику их деятельности.

Теперь вплотную подойдём к таким видам потребительских кооперативов, как потребительское общество и союз потребительских обществ. Их деятельность регулируется на основе Федерального Закона от 11 июля 1997г. №97-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации"", который фа ктически устанавливает полностью новую редакцию этого закона, изменяя даже название этого закона, а именно, теперь он называется "Закон Российской Федерации О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее по тексту- "Закон").

Законом определено, что потребительское общество- это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных пае вых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Союз потребительских обществ- добровольное объединение потребительских обществ на основании решений общих собраний потребительских обществ, союзы могут быть районными, областными, краевыми, республиканскими и центральным союзом потребительских обществ. В названиях иных специализированных видов потребительских кооперативов (гаражных, дачных и т.д.) не допускается использование слов "потребительское общество", "союз потребительских обществ". Интересно также отметить, что в преамбуле Закона установлено, что настоящий закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку. В чем выражается эта государственная поддержка, сказано в разработанных Правительством РФ и другими ведомствами (на разных уровнях власти) на основе этого Закона подзаконных актах (правительственные входят в Пакет документов). Узнайте, какие меры поддержки потребительской кооперации (они обязательно должны быть) установлены в Вашем регионе и органе местного самоуправления. Для этого сделайте письменный запрос в областную (краевую) администрацию и орган местного самоуправления по месту Вашего жительства. Эти ведомства обязаны письменно ответить на Ваш запрос в течении месяца со дня его получения.

Потребительские общества (потребительские кооперативы, вообще) отличаются демократичностью их управления. Высшим органом управления обществом является общее собрание членов-пайщиков, затем идут подотчётные ему органы: совет обществ а во главе с председателем- представительный орган, правление- исполнительный орган и контрольно-ревизионная комиссия- контрольный орган. Голосование пайщиков на общем собрании производится по принципу "Один пайщик-один голос", вне зависимости, например, от суммы паевого взноса, уплаченного им. Законом также установлены и иные нормы, защищающие права пайщиков потребительского общества. Высшая степень демократичности управления, некоммерческий характер деятельности потребительского общества, гарантия, хотя бы формальная, государственной поддержки,- все эти отличительные особенности потребительского общества представляет особую ценность при проведении агитации среди населения по вступлению в члены-пайщики, ибо, особенно у пожилых людей, пенсионеров, лиц соц иально незащищённых это находит явную поддержку, ассоциируется с временами, когда все торговые организации были государственными, а спекуляция (и, вообще, предпринимательство) были дяениями уголовно наказуемыми.

При всех приемуществах и популярности, преобладани лиц пожилого возраста среди населения, низком уровне достатка, данная организационно-правовоя форма применяется крайне редко (спросите у себя, как далеко от Вас находится ближайший потребительский кооператив?). В современном же капиталистическом мире потребительская кооперация достигла немалых высот, имея в настоящее время заметный удельный вес в национальном хозяйстве многих стран. Так, например, в Великобритании к середине 80-х г одов XX в. потребительская кооперация занимала 8% в общем розничном товарообороте и 18%- в торговле продуктами питания. Норвежский кооперативный союз имеет в национальном товарообороте долю в 11%, а шведские потребительские кооперативы - 20%. Потребительс кие кооперативы Швейцарии имеют 1,1 млн. членов (при населении на конец 1983 г. 6,4 млн. человек), а их услугами пользуются до 90% (!) населения страны" ( данные взяты из: Крашенинников А. И., "Кооперация в современном мире", М., Экономика, 1987).

Основоположники научного коммунизма оценивали коллективную (т.е. кооперативную) собственность как "брешь" в системе капиталистических отношений, как "переходную форму" от капитализма к социализму а потребительскую кооперацию как прообраз социалистической организации общества. Невольно задаешся вопросом: кто же строил 70 лет (и какой ценой!) социализм- Россия или, например, Швейцария?


предидущая наверх следущая

Рекламная сеть