Для предпринимателя


Кто на сайте

Сейчас на сайте: 7 чел.

Поделиться



Instagram

Я.Метрика

Яндекс.Метрика
PDF Печать E-mail

innovasii_i_nalogooblojenie: точки соприкосновения

ПЕРВОЙ, достаточно простой для понимания точкой соприкосновения является теория и практика налогообложения процесса и результатов инновационной деятельности. Данные вопросы наиболее изучены, хотя, конечно, есть еще поле деятельности для ученых и практиков. В частности, имеются проблемы, связанные с особенностями налогообложения расходов на НИОКР, на обновление и модернизацию материально-технической базы.

Также интересными представляются вопросы формирования и изъятия в пользу государства доходов от интеллектуальной ренты. В отличие от природной ренты, государство не имеет специальных налоговых механизмов для изъятия сверхприбылей от интеллектуальной ренты. И, что самое интересное, не стремится такие механизмы разрабатывать и внедрять, хотя в принципе они возможны, например, на базе роялти.

В последние годы на разных уровнях много говорится о переходе на так называемый инновационный путь развития страны. Также мы постоянно слышим об административной реформе и проходящей в ее рамках модернизации налоговых органов. На первый взгляд, между этими двумя процессами нет ничего общего. Однако на самом деле такие, казалось бы, непересекающиеся явления, как инновации и налогообложение, имеют несколько точек соприкосновения. В данной статье делается попытка рассказать о некоторых из них.

Причины следующие: с одной стороны, влияние интеллектуальной ренты на финансово-экономические результаты хозяйственной деятельности налогоплательщиков не такое явное, как в случае с природной рентой; с другой стороны, государство рассматривает сверхприбыли от эксплуатации интеллектуальной ренты как своеобразное вознаграждение инновато-ру, компенсирующее высокий риск инновационной деятельности и стимулирующее других субъектов рынка внедрять инновации у себя. Более того, в некоторых случаях государство представляет иннова-торам особые условия для осуществления деятельности (внедрение специальных экономических зон и установление льготных налоговых режимов). Смысл такого благожелательного отношения в том, что любая инновационная деятельность, во-первых, создает заделы для будущих налоговых доходов, а во-вторых, является основой для поступательного развития экономики и повышения ее конкурентоспособности и независимости на мировой арене. То есть обложение интеллектуальной ренты в настоящее время может обернуться в будущем отставанием в научно-технической сфере и недобором налогов.

Другой, менее изученной точкой соприкосновения инноваций и налогообложения являются инновации в самой системе налогообложения. При этом их можно поделить на две принципиально отличающиеся по последствиям разновидности:

глобальные инновации (введение нового налога),

• прикладные инновации (модернизация налогового администрирования).

Следует отметить, что первая разновидность инноваций в налогообложении имеет более широкие последствия, которые выходят за рамки налоговой системы, оказывая влияние на экономику в целом. Соответственно рассматривать такие инновации надо именно в свете их влияния на макроэкономические показатели. Для этого предположим, что любая экономика представляет собой систему с определенным уровнем энтропии, причем систему по своей природе нестабильную, способную на самопроизвольные скачки вплоть до саморазрушения (по типу «великой депрессии»). Такая система требует внешнего управляющего воздействия (т.е. государственного вмешательства) для стабилизации уровня энтропии. Государственное вмешательство, выступая как внешнее управляющее воздей-


предидущая наверх следущая

Рекламная сеть