тельство РФ поручило МПР России, Минэкономразвития России, Минфину России, Минпромнауки России, Минсельхозу России и Минюсту России подготовить проект федерального закона «О платежах за пользование лесным фондом Российской Федерации» вне рамок законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. С этого момента работа над проектом главы «Лесной сбор» НК РФ затихла. Когда в 2003 году Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003— 20Ю годы все же была принята (распоряжение Правительства РФ от 18.01.2003 №б9-р), в ней содержались следующие положения: о низком удельном весе ставок лесных податей в цене лесоматериалов круглых, который не превышает з—7%; о низком уровне платы за древесину на корню, не обеспечивающем финансирование воспроизводства лесных ресурсов; об условиях и размере платежей за пользование лесным фондом, которые могут быть обоснованно определены лишь на основе кадастровой оценки лесного фонда. Кроме того, подчеркивалась необходимость перехода к получению средств от использования участков лесного фонда за счет лесных податей и арендной платы как неналоговых платежей за пользование участками лесного фонда, размер которых устанавливается по результатам лесных торгов (конкурсов и аукционов). В 2004 году согласно плану законопроектной деятельности (утвержден распоряжением Правительства РФ от 13.01.2004 №зз-р) предусматривалось внесение в Государственную Думу проекта новой редакции Лесного кодекса РФ и проекта федерального закона «О платежах за пользование лесным фондом Российской Федерации». То есть был подтвержден подход к регулированию платы за лесопользование отдельным специальным законодательным актом неналогового характера. Как известно, и этот закон не был принят по причине все тех же противоречий в позициях заинтересованных министерств и ведомств. Поэтому решено было ограничиться только положениями в части установления основных принципов платы за использование лесов в Лесном кодексе РФ 2006 года. В заключение отметим, что уже после введения в действие нового Лесного кодекса РФ была обновлена и указанная выше Концепция. Распоряжением Правительства РФ от 28.09.2007 № 1305-р она поменяла название — Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года. В ней указано, что для реализации заложенных в Лесном кодексе РФ условий, направленных на достижение основной цели — повышение дохода от использования лесов при одновременном сокращении бюджетных расходов, связанных с государственным управлением лесами, необходимо решить задачи по обеспечению устойчивого лесопользования с учетом изменения правил аренды лесных участков и стимулированию инвестиционной активности в лесном секторе экономики. Для этого целесообразно разработать порядок, предусматривающий более гибкие принципы установления платежей за лесные ресурсы, включая формирование механизмов определения ставок арендной платы на рентной основе и ее размера с учетом затрат на выполнение лесохозяйственных работ. Очевидно, что эти задачи будут решаться в рамках действующего Лесного кодекса РФ и принятых на его основе других нормативных правовых актов. Поэтому ставить в настоящее время вопрос о регулировании платежей за использование лесов отдельным законодательным актом либо о переводе их в НК РФ — значит предлагать, по нашему мнению, бесперспективные решения1. 1 См., например, Зозуля В. В. О проблемах платежей за использование лесных ресурсов // Финансы. 2007. n41. |