«Судья должен принимать действенные меры, направленные на примирение сторон...» Интервью Т.К. Андреевой, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Татьяна Константиновна, несмотря на тенденцию к снижению количества налоговых споров, рассматриваемых в судах, их доля в общем объеме дел остается довольно значительной. Считается, что одним из перспективных средств урегулирования споров между налогоплательщиками и налоговыми органами могли бы стать примирительные процедуры. Они широко используются за рубежом... Действительно, в международных актах и национальных законодательствах многих государств предусматривается возможность применения посредничества (медиации) и других альтернативных методов для урегулирования споров, возникающих из административных отношений. К примеру, Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 16.09.1986 №Я(86)12 в целях предупреждения и сокращения чрезмерной нагрузки на суды призывает содействовать, где это необходимо, примирению сторон. Для этого рекомендуется использовать процедуры примирения до судебного разбирательства или иные способы урегулирования споров вне его рамок, а перед судьями в качестве основной ставится задача добиваться примирения сторон и заключения мирового соглашения до начала или на любой соответствующей стадии судебного разбирательства. В Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 05.09.2001 №Кес(2оо1)9 об альтернативных методах урегулирования споров между административными органами и частными лицами называются такие способы урегулирования споров, альтернативные судебному разбирательству, как внутренний пересмотр, примирение, посредничество, урегулирование путем переговоров. При этом отмечается, что некоторые альтернативные способы (особенно примирение, посредничество и урегулирование путем переговоров) могут также рассматриваться в качестве условий предотвращения споров до их возникновения. Рекомендация исходит из того, что названные способы могут использоваться как до, так и во время судопроизводства, в том числе по рекомендации судьи. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 года ориентирован на широкое использование примирения сторон, в том числе посредничества. Внедрение примирительных процедур предусмотрено и Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2007—2011 годы 1. В Программе, в частности, отмечается, что вне- 1 Утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.09.2006 №583. |