налога в соответствии с п. 4 ст. 12 НК РФ предусматривалось возложить на представительные органы местного самоуправления.
В то же время в нем отсутствовали такие элементы налогообложения, как налоговая база и порядок исчисления налога. Кроме того, объектом налогообложения предлагалось считать факт проживания налогоплательщика в муниципальном образовании более года. Данный подход к определению объекта налогообложения противоречил п. I ст. 38 НК РФ: объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Таким образом, налог не может считаться установленным, если не определены все элементы налогообложения, перечисленные в п. i ст. 17 НК РФ.
Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги, не предусмотренные НКРФ.
В настоящее время отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, перечисленных в статьях 13, 14 и 15 части первой НК РФ, регламентируются частью второй НК РФ. Исключение составляет налог на имущество физических лиц, который установлен Законом РФ от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Большинство федеральных законов не направлены на установление новых налогов, а лишь вносят изменения в отдельные положения НК РФ, регулирующие взимание тех или иных налогов (федеральных, региональных или местных).
Примерами могут служить федеральные законы:
• от 22.07.2005 n'ng-ФЗ «О внесении изменений в главу 2i части второй Налого вого кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (снижение налогового бремени и совершенствование администрирования налога на добавленную стоимость, в частности, путем снижения размера налоговой ставки с 20 до 18%, а также изменение порядка применения нулевой ставки по перевозкам экспортируемых и импортируемых товаров);
от 30.06.2004 и»6о-ФЗ «О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (установление для налогоплательщиков налога на игорный бизнес обязанности постановки на учет и уплаты ими налога в налоговых органах по месту нахождения объектов налогообложения);
• от 20.10.2005 №131-Ф3 «О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (установление для налогоплательщиков — юридических лиц отчетных периодов и уп латы авансовых платежей по транспортному налогу).
В то же время внесение изменения в такой элемент налогообложения, как объект налогообложения, может привести, по нашему мнению, к установлению нового налога.
Действительно, каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Н К РФ и с учетом положений ст. 38, что является отличительной чертой данного элемента налогообложения.
Поэтому изменение объекта налогообложения может привести к установлению нового налога, в связи с чем на законопроекты, предусматривающие внесение изменений в объекты налогообложения, распространяются требования ч. з ст. го4 Конституции РФ о необходимости заключения Правительства РФ.
Расширение состава налогоплательщиков того или иного налога (при условии, что требования о его уплате не распространяются на периоды, предшествующие новому налоговому регулированию), изменение налоговой базы, налоговой ставки, порядка исчисления налога, порядка и сроков уплаты налога не могут рассматриваться как установление нового налога. Например, Федеральным законом от 20.08.2004 № П2-ФЗ «О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до i января 2007 г., а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до i января 2007 г., была установлена ставка налога на доходы физических лиц в размере 9%.