по региональным налогам — Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах;
по местным налогам — Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
Вместе с тем в некоторых проектах федеральных законов, не входящих в систему налогового законодательства, зачастую содержатся предложения по установлению налоговых льгот. В частности, проект федерального закона № 331537-4 «Об особых условиях предпринимательской деятельности на территории Чеченской Республики» предусматривал для организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Чеченской Республики и осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе инвестиционную, на ее территории, в течение первых 7 лет освобождение от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а в течение следующих 7 лет уплату указанных налогов в размере 50 %.
На подобные законопроекты также требуется заключение Правительства РФ.
Законопроекты о введении сборов
Сбор, по сути, является налоговым платежом. Он представляет собой основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности. Сборы поступают в федеральный бюджет и другие бюджеты. Согласно п. 2 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов.
Наличие этих признаков свидетельствует о том, что сборы по своей юридической природе подпадают под конституционное понятие «федеральные налоги и сборы», установление которых в соответствии со ст. 57 и п. «з» ст. 71 Конституции РФ относится к полномочиям федерального законодательного органа.
Вместе с тем правовое регулирование налогов и сборов не во всем одинаково. Учитывая правовые позиции Конституционного Суда РФ, федеральный законодатель при определении в НК РФ основных начал законодательства о налогах и сборах исходит из того, что налоги и сборы как обязательные платежи в бюджет имеют различную правовую природу. Если налог — это индивидуальный безвозмездный платеж в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, то сбор — это взнос, уплата которого плательщиком является одним из условий совершения в отношении него государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (пункты I и 2 ст. 8 НК РФ).
Указанное различие предопределяет и различный подход к установлению обязательных платежей в бюджет: если налог считается установленным лишь в том случае, когда определены все элементы налогообложения, то при установлении сборов элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам (п. з ст. 17 НК РФ).
Следовательно, по смыслу приведенных положений НК РФ во взаимосвязи со ст. 57, п. «з» ст. 71, ч. з ст. 75 и ч. I ст. 76 Конституции РФ вопрос о том, какие именно элементы обложения должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает законодатель исходя из характера данного сбора.
Сборы установлены в следующих федеральных законах:
от II.11.2003 №148-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов);
от 02.11.2004 № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (государственная пошлина).
С учетом изложенного полагаем, что на проекты федеральных зако