Для предпринимателя


Кто на сайте

Сейчас на сайте: 7 чел.

Поделиться



Instagram

Я.Метрика

Яндекс.Метрика
PDF Печать E-mail

2. В каких ситуациях ценообразование должно попадать под процедуры налогового контроля?

Заместитель председателя комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике С.Ю. Беляков, в частности, указал на отсутствие единого понимания того, какие именно цели должны преследовать новые механизмы контроля. По мнению бизнес-сообщества, акцент в данном случае должен быть сделан на выработку инструментов, создающих корректные подходы к налогообложению групп компаний, в том числе транснациональных. Если идти по этому пути, то разрабатываемые механизмы контроля должны быть направлены в первую очередь не на борьбу с уклонением от налогообложения внутри страны, а на внешнеторговые сделки.

Однако в этом случае, по мнению авторов, необходимо обратить внимание на следующую проблему.

Согласно подп. 4 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» внешнеторговой является деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. В соответствии с НК РФ сделки с иностранными лицами, связанные с работами, услугами, имущественными правами, часто не рассматриваются как внешнеторговые: для целей налогообложения важнее, возникает или нет объект налогообложения на территории РФ. Поэтому в рамки понятия «внешнеторговые сделки» в основном попадает внешняя торговля товарами, налогообложение которой возникает, главным образом, в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В данном случае контроль цен товаров осуществляется таможенными органами и действуют не положения ст. 40 НК РФ, а нормы Таможенного кодекса РФ, Закона РФ «О таможенном тарифе» и норма-тивно-правовых актов по таможенной стоимости.

На основании ст. 322 Таможенного кодекса РФ налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин и налогов являются таможенная стоимость товаров либо их количество. Таким образом, для целей налогообложения таможенными платежами товаров, перемещаемых через таможенную границу, применяется показатель «таможенная стоимость товаров». Таможенные органы в целях решения задачи поступления в федеральный бюджет таможенных платежей часто настаивают на максимальной величине таможенной стоимости.

Поскольку при обсуждении вопросов трансфертного ценообразования особое внимание обращалось на проблему «увода» налоговой базы за рубеж, есть опасение, что в данном случае разные государственные органы пытаются решать различные задачи, причем диаметрально противоположные: ведь в случае с группой компаний завышение таможенной стоимости ввозимых товаров часто может способствовать «уводу» налоговой базы по налогу на прибыль за рубеж.

К сожалению, вопрос о том, какие «публичные» интересы важнее — бюджетные поступления таможенных платежей или формирование в России центров прибыли групп компаний, — пока даже не ставится.

3. Выявление взаимозависимости

Большинство участников «круглого стола» отмечали необходимость более корректного установления взаимозависимости, совершенствования ее критериев и нежелательность сложившейся ситуации, когда по решению суда любые лица могут быть признаны взаимозависимыми.

Однако, если акцент все же будет сделан на внешнеторговые сделки, среди которых значительную часть занимает внешняя торговля товарами, решение проблемы подходов к установлению взаимозависимости следует увязывать подходами, выработанными в последние годы в Законе РФ «О таможенном тарифе».

Поскольку в ст. 20 НК РФ нет ссылки на то, что ее положения распространяются на таможенные платежи, участники ВЭД при определении таможенной стоимости должны руководствоваться указанными выше положениями таможенного законодательства, которым установлены особые под-


предидущая наверх следущая

Рекламная сеть