Печать

ственной аренде. Арендная плата устанавливается сторонами в пределах «вилки», определяемой в постановлениях префектов каждого сельскохозяйственного региона и рассчитываемой исходя из цен на те виды сельскохозяйственной продукции, которые приняты в качестве базы для определения размеров арендной платы. В среднем она составляет 2—з% стоимости земли1.

В Канаде отмечается увеличение удельного веса арендуемых земель (более 37%). Наиболее распространена издольная аренда, когда фермер, арендующий землю, отдает ее владельцу часть урожая или часть выручки от реализации произведенной продукции. Если земля используется для производства зерна, то обычным условием аренды является выплата землевладельцу трети полученного урожая2.

На наш взгляд, регулирование земельного рынка в России требует принятия целого ряда нормативных правовых документов:

 закона о минимальной стоимости земель сельскохозяйственного назначения в договорах купли-про-дажи;

• закона о минимальной арендной плате собственникам земельных долей при сдаче земли в аренду;

 порядка передачи земельного пая в собственность государства (условия передачи, размер компенсации за отказ от права распоряжения долей).

Таким образом, следует законодательно закрепить минимальную стоимость арендной платы за сдачу собственниками земельных паев в аренду пользователям. Она должна не менее чем в 1,5 раза превышать размер земельного налога. Это около 90 млрд руб. (если принять сумму земельного налога 6о млрд руб.), что в несколько раз превышает расходы бюджетов всех уровней на сельское хозяйство.

Поскольку сельские жители — собственники земельных паев в основной своей массе являются пожилыми людьми, которым трудно отслеживать принимаемые законодательные решения по земельному вопросу, государство в лице региональных органов управления должно постепенно взять на себя управление этими земельными паями. При этом необходимо предусмотреть разные механизмы передачи этих прав, с тем чтобы арендная плата за пользование землями сельскохозяйственного назначения, например, делилась в определенной пропорции между собственниками земельных долей и органами местного самоуправления.

Полученная сельскими администрациями арендная плата за пользование землей, а также поступления земельного налога значительно расширят финансовую базу местных бюджетов и позволят решать неотложные социальные задачи.

Кроме того, следует признать подлежащими пересмотру все сделки с земельными паями, осуществленные собственниками по ценам, не соответствующим объективным экономическим реалиям и получившим законодательное закрепление. Только при условии приведения этих сделок в соответствие с принятыми нормативными правовыми документами по регулированию земельных отношений в стране они могут быть признаны законными.

Автор не считает высказанную позицию единственной приемлемой и призывает искать различные варианты, чтобы выбрать наиболее оптимальный.

1  Земельный вопрос / Под. ред. Е. С. Строева. М.: Колос, 1999. С. 321.

2  Там же. С. 368.