Печать

tsena_publichnyh_obyazannostey

РЫНОЧНАЯ экономика предполагает наличие большого числа взаимодействующих кредитных организаций, выполняющих различные задачи, но вместе отвечающих за единую публичную обязанность — стабильное функционирование финансов государства и частных лиц, возможность доступа к финансам в рамках установленных правил и рыночных законов.

Работа агентов банковской системы, так же как и работа любых других субъектов современного хозяйства, в качестве основного стимула предполагает наличие частного интереса, профита, прибыли. И так же как и в других отраслях, справедливая налоговая система должна предусматривать налогообложение этого интереса в разумных пределах, не допускающих деградацию банковской системы или массовое сокрытие налогов в целях выживания.

Однако наряду с налогами государство обременяет кредитные организации и другими публичными обязанностями, исполнение которых представляется ему необходимым по тем или иным причинам. Причем в различной степени это характерно для банковских систем всех современных развитых государств. Ни для кого не секрет, какой размах в современном мире приняла борьба с так называемым отмыванием незаконных доходов. Не последнюю роль в этой борьбе властные органы самых развитых государств мира возлагают на собственные частные банки, которые обязаны своевременно выявлять и сообщать «куда следует» о подозрительных лицах, отказывать этим лицам в транзакциях, сулящих банку немалую прибыль. Такова публичная цена полномочий кредитных организаций. И во многих случаях такая цена может считаться совершенно оправданной, поскольку представляется гораздо более эффективным обязать банки следить за клиентами, чем посадить в каждый операционный зал и приставить к каждому лицу по финансовому полицейскому.

Однако в таком возложении публичных обязанностей очень легко перешагнуть ту грань, которая отделяет разумное обременение от соблазна переложить безвозмездно на частных агентов несвойственные им государственные функции. Правда, о безвозмездности здесь можно рассуждать только абстрактно, поскольку на практике, чтобы удовлетворить акционеров и остаться «в рынке», управляющие будут вынуждены финансировать новые обязанности за счет удорожания товара. В случае с банками это может привести, например, к удорожанию кредита.

Вообще, если называть вещи своими именами, дополнение со стороны государства фискальных обязательств требованиями по осуществлению тех или иных совсем не бесплатных мероприятий со времен средневековья принято относить к так называемым натуральным повинностям. А таковые