Для предпринимателя


Кто на сайте

Сейчас на сайте: 6 чел.

Поделиться



Instagram

Я.Метрика

Яндекс.Метрика
PDF Печать E-mail

В то же время обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала (использование собственных, заемных средств, эмиссия ценных бумаг, увеличение уставного капитала и т. п.) или от эффективности использования капитала. Об этом говорится в абзаце третьем п. 9 Постановления №53.

Выбор контрагентов. Еще одно обстоятельство может свидетельствовать о наличии необоснованной налоговой выгоды — факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей. При этом сам по себе этот факт еще не является достаточным доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Как сказано в абзаце первом п. ш Постановления №53, налоговый орган должен доказать, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированное™ налогоплательщика с контрагентом.

Понятия должной осмотрительности и осторожности относятся к оценочным, их определения не известны налоговому праву. По сути, на налогоплательщика возлагаются дополнительные обязанности по проверке своих контрагентов.

Истребование налогоплательщиком до заключения сделок с поставщиками копий уставов, свидетельств о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, а также решений о назначении руководителей будет свидетельствовать о том, что предприняты «необходимые меры для проверки достоверности сведений о поставщиках»1. Проверка контрагентов имеет значение также и для получения вычетов по НДС.

Кроме того, основанием для признания налоговой выгоды необоснованной может служить доказательство совершения налогоплательщиком операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей (абзац второй п. ю Постановления №53).

В заключение следует отметить взаимосвязанность понятий необоснованной налоговой выгоды и недобросовестности.

Так, например, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 19.09.2007 №Фоз-А7з/07-2/зз7б указывается на наличие в действиях налогоплательщика признаков недобросовестного поведения, направленного на необоснованное получение налоговой выгоды.

В другом случае суд установил наличие у налогоплательщика признаков недобросовестного поведения, направленных на неправомерное завышение расходов, принимаемых в целях налогообложения и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.01.2007 № Ф03-А51/06-2/5262).

Получение необоснованной налоговой выгоды характеризует налогоплательщика как недобросовестного участника налоговых отношений. Получение необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком всегда означает его необоснованное обогащение за счет бюджета.

Тем не менее можно сказать, что введенное Постановлением №53 понятие необоснованная налоговая выгода используется в качестве дополнительного инструмента для давления на налогоплательщика, повышающего издержки ведения бизнеса. Положительным моментом документа является систематизация определенных обстоятельств, свидетельствующих о возможном наличии необоснованной налоговой выгоды, что создает некоторые ограничения для налоговых органов и одновременно информирует налогоплательщика о негативных последствиях соответствующих действий.

То есть новый аппарат, созданный ВАС РФ в Постановлении №53, может использоваться не только налоговыми и судебными органами, но и налогоплательщиками.

При этом признание налоговой выгоды необоснованной не должно затрагивать иные права налогоплательщика, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (абзац второй п. н Постановления №53).

1  Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.ii.2007 по делу № А56-48407/2006.


предидущая наверх следущая

Рекламная сеть