Для предпринимателя


Кто на сайте

Сейчас на сайте: 6 чел.

Поделиться



Instagram

Я.Метрика

Яндекс.Метрика
PDF Печать E-mail

Данное предложение потребует внесения изменений в статьи 254, 257, 3!8, 3!9 и 320 НК РФ. Однако формулировать тексты необходимых поправок автор считает пока преждевременным: без четкого определения механизмов сближения бухгалтерского и налогового учета простая привязка норм налогового законодательства к порядку, действующему в бухгалтерском учете, может дать обратный эффект.

Так, до вступления в силу главы 25 НК РФ практика исчисления налога на прибыль наряду с достаточно высокой эффективностью проведения налоговых проверок выявляла и отрицательные последствия прямого использования в целях налогообложения порядка формирования финансового результата деятельности организации. В частности, одних изменений правил бухгалтерского учета (без внесения изменений в налоговое законодательство) было достаточно, чтобы менялась налоговая база, а это не способствовало стабильности налоговых поступлений в бюджет. Кроме того, применяемый Минфином России порядок внесения изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету (без отмены противоречащих положений, установленных в других, ранее принятых актах) приводил к большому числу разночтений в действующих нормах и, следовательно, разной их трактовке, в том числе судебными инстанциями.

Учитывая эти обстоятельства, а также тот факт, что в основу Концепции заложено использование российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО, предусматривающих высокую степень применения профессионального суждения бухгалтера, необходимо предусмотреть разработку процедур, обеспечивающих в условиях сближения правил налогового и бухгалтерского учета стабильность налоговых поступлений и оптимизирующих расходы на налоговое администрирование.

Актуальность такой задачи определяется и выводами независимых исследований: «использование методологии исчисления финансовых результатов, определенных в соответствии с положениями МСФО в качестве основы российского налогового законодательства, может привести к значимому снижению величин налогооблагаемой прибыли организаций практически всех организационно-правовых форм, что может стать причиной существенного снижения объемов налоговых поступлений в бюджет в части налога на прибыль. <...> Кроме того, расхождения между величинами финансовых результатов, исчисляемых в рамках различных вариантов учетной политики, составляемой согласно МСФО, показывают, что возможности организаций по манипулированию величиной результата посредством учетной методологии существенно возрастают. Это также необходимо влечет за собой значимый рост расходов на организацию мероприятий налогового контроля».

Таким образом, прежде чем вносить корректировки в главу 25 НК РФ, требуется наладить систему взаимодействия подразделений Минфина России и ФНС России в целях исключения влияния изменений в порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций на объемы налоговых поступлений.

Только в случае если системой непрерывного взаимодействия соответствующих подразделений Минфина России и ФНС России будет обеспечена возможность выполнения налоговыми органами своих задач в условиях реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности без снижения эффективности работы, станет возможным и уместным прямое указание в нормах главы 25 НК РФ на использование в целях налогообложения правил бухгалтерского учета.

В частности, автор считает, что при сближении бухгалтерского и налогового учета система взаимодействия обязательно должна предусматривать экспертизу влияния предлагаемых изменений налогового или бухгалтерского законодательства на усложнение ведения учета и осуществления контрольных процедур.

Отрицательный результат отсутствия такой экспертизы налицо. Так, налоговое законодательство, если и поддерживает отдельные происходящие в правилах бухгалтерского учета изменения, то с вре


предидущая наверх следущая

Рекламная сеть