менным лагом один-два года16. Это означает, что все это время действуют дополнительные источники расхождений данных бухгалтерского и налогового учета, а следовательно, еще больше возрастает трудоемкость ведения учета в организациях при одновременном снижении эффективности налоговых проверок.
Целесообразность анализа последствий предлагаемых изменений налогового законодательства на трудоемкость ведения бухгалтерского учета и контрольных процедур демонстрирует пример с увеличением периода отчетности по НДС. Казалось бы, благое намерение, а приведет к тому, что организации, осуществляющие как облагаемые, так и не облагаемые НДС виды деятельности и отчитывающиеся по налогу на прибыль ежемесячно, скорее всего столкнутся с проблемой необходимости пересчета данных налоговых деклараций по налогу на прибыль за каждый второй месяц квартала (начисленная амортизация по введенным в первом месяце квартала объектам амортизируемого имущества вначале будет определяться в отсутствие точных данных о первоначальной стоимости этих объектов) . При этом и у организаций, и у налоговых органов уже возник ряд вопросов, связанных с налогом на имущество организаций, который также исчисляется исходя из признанной в бухгалтерском учете остаточной стоимости объектов основных средств.
Таким образом, для гармоничного развития налогового законодательства по налогу на прибыль в направлении сближения бухгалтерского и налогового учета, обеспечения потребностей государства в справедливом и экономном налогообложении, а также снижения издержек на администрирование налога требуется принятие следующих мер:
разработка эффективного механизма взаимодействия подразделений Минфина России и ФНС России в целях исключения влияния изменений в порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций на объемы плановых налоговых поступлений в бюджет;
введение процедуры экспертизы влияния предлагаемых изменений налогового или бухгалтерского законодательства на усложнение ведения учета и осуществления контрольных процедур;
внесение соответствующих изменений в главу 25 НК РФ. При этом, по мнению автора, нужно будет определить и порядок перехода к новым правилам, аналогичный введенному ст. го Федерального закона от об.08.2001 №ио-ФЗ, чтобы обеспечить поэлементное «выравнивание» оценок имеющихся остатков отдельных объектов учета. Отсутствие такого порядка на переходном этапе изначально затруднит возможность использования в налоговых расчетах данных бухгалтерского учета, поскольку входящие сальдо будут еще очень долгое время существенно искажать необходимые соотношения показателей бухгалтерского и налогового учета.
Автор надеется, что целенаправленная, профессиональная и вдумчивая работа специалистов Минфина России и ФНС России в рассмотренном направлении позволит в итоге получить гармоничную систему учета операций хозяйственной деятельности для различных целей, удовлетворяющую интересам как хозяйствующих субъектов, так и государства. спш