промысла; выдача дополнительного разрешения в связи с осуществлением лова в новом районе промысла.
В этой постоянно меняющейся обстановке нередко возникали споры между налоговыми органами и рыбаками о количестве выданных разрешений и о том, какие из них являются первичными (с учетом сделанных в них дополнений), а какие относятся к вновь выданным. Ведь по вновь выданной лицензии (разрешению) расчет суммы сбора должен осуществляться заново.
Поскольку на законодательном уровне эта проблема не была решена, плательщики сборов за пользование водными биоресурсами стали обращаться в судебные органы.
Проанализировав несколько различных ситуаций, рассмотренных ранее судебными органами3, Высший Арбитражный Суд РФ сделал соответствующие выводы в Постановлении от 26.07.2007 №45.
В нем судам даются следующие рекомендации. В части порядка исчисления сбора при внесении изменений в действующие разрешения на вылов (п. I Постановления № 45): в силу частей 2из ст. 36 Федерального закона №1б6-ФЗ допускается внесение изменений в выданные разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов в случаях изменения или уточнения районов промысла, квот добычи (вылова) водных биоресурсов, орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов, сроков действия указанных разрешений, изменения сведений о пользователе водными биоресурсами, замены капитанов рыбопромысловых судов, исправления ошибок в выданных разрешениях на добычу (вылов) eodHbLX биоресурсов и в иных требующих безотлагательного решения случаях.
Соответствующие изменения вносятся непосредственно в подлинник выданного разрешения или о них сообщается посредством телеграфного отправления.
Они являются неотъемлемой частью первоначально выданного разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, в связи с чем внесение указанных изменений не может рассматриваться как выдача новой лицензии (разрешения) и влечь обязанность плательщика сбора повторно исчислить и уплатить сумму сбора в отношении одного и того же объема разрешенных к добыче (вылову) биологических ресурсов.
Иначе говоря, исчисление окончательной суммы сбора должно осуществляться рыбаками с учетом всех последних изменений, внесенных в установленном порядке в конкретное разрешение на вылов. Особенно важно, что внесение изменений не является формой выдачи новой лицензии и соответственно не влечет обязанности повторно уплачивать сбор в отношении одного и того же объема разрешенных к вылову водных биоресурсов.
3 См., например, постановления Президиума ВАС РФ от 14.06.2007 № 1519/07, от 14.06.2007 № 1488/07; от 05.06.2007 №2117/07, от 05.06.2007 №1469/07, от 05.06.2007 N"15753/06; определения ВАС РФ от 08.06.2007 №4276/07, от 07.06.2007 №3330/07, от 07.06.2007 №3210/07, от 07.05.2007 №2562/07.
Общий подход к решению вопроса о влиянии изменившихся объемов допустимого вылова на последующий расчет суммы сбора изложен в п. 2 Постановления №45.
При внесении изменений в выданные лицензии (разрешения) в виде увеличения или уменьшения объема разрешенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов соответствующим образом увеличивается или уменьшается объект обложения сбором, разрешенный к добыче (вылову) на основании соответствующей лицензии (разрешения).
В случае если первоначальный объем разрешенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов изменяется, общая сумма сбора, подлежащая уплате в течение всего периода действия лицензии (разрешения), не должна превышать сумму, исчисленную исходя из нового объема ресурсов, подлежащих добыче (вылову) в соответствии с измененным разрешением. При этом сумма платежей, уплаченных с момента получения лицензии (разрешения) до момента внесения в нее изменений, учитывается при определении размера оставшихся взносов.
Таким образом, окончательная сумма сбора должна определяться с учетом последних корректировок объема разрешенного вылова. При этом не имеет значения, что разовый взнос, например, рассчитан