Для предпринимателя


Кто на сайте

Сейчас на сайте: 6 чел.

Поделиться



Instagram

Я.Метрика

Яндекс.Метрика
PDF Печать E-mail

Проблемы правового регулирования

статуса кредитных учреждений как «агентов государства»

НАИБОЛЕЕ ярко и выпукло вопросы взаимоотношения публичного и частного права проявляются при рассмотрении правового статуса банков, которые одновременно могут быть участниками как тех, так и других правоотношений.

Существуя в рамках гражданского права, банки (зачастую не по своей воле) все в большей степени становятся неотъемлемым звеном в цепи публичных правоотношений. Позволим себе предположить, что причины такого явления весьма прагматичны: государство не упускает возможности переложить свои публичные обязанности на частных лиц.

Через банковские учреждения осуществляются практически все расчеты, т.е. почти в каждом законном случае обмена товара (работы, услуги) на денежные знаки участвуют банки. Для этого они создают разветвленную банковскую сеть, достигающую самых отдаленных уголков планеты, нанимают высококвалифицированных работников и обеспечивают необходимые условия труда и уровень трудовой дисциплины. В результате огромных организационных и финансовых вложений частного капитала создается действующая банковская система.

Однако многие государства не отказывают себе в желании воспользоваться плодами частных усилий и сэкономить на бюджетных расходах, безвозмездно возложив на банковскую систему часть своих государственных обязанностей. И Россия в этом случае не является исключением.

Например, Федеральным законом ОТ I0.I2.2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» на банки возлагается исполнение публично-правовых обязанностей агентов валютного контроля при осуществлении расчетов в валюте (валютных операций).

Особая роль и соответственно существенный объем публичных обязанностей появляется у кредитных учреждений на основе правовых норм Федерального закона от 07.08.2001 №И5-Ф3 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Не менее значимые функции отводятся «проводникам финансовых потоков» на самом ответственном участке жизнедеятельности государства — взыскание налогов и сборов. То, что эта работа сопряжена с ответственностью, свидетельствуют положения главы 18 НК РФ, предусматривающие конкретные правовые последствия нарушения субъектами (банками) специальных обязанностей «агентов государства»1.

Несмотря на значимость возложенной на них миссии «агентов государства» в сфере налогообложения, согласно ст. 9 НК РФ банки не являются участниками отношений, регулируемых налоговым законодательством.

На наш взгляд, многочисленные факты переложения государством своих публичных функций на частных лиц должны получить необходимое обоснование, систематизацию и правовую регламентацию. По итогам проведенного исследования было бы желательно получить информацию о целесообразности и эффективности делегирования этих функций и в дальнейшем разработать хотя бы общие правила, направленные на соблюдение должного баланса публичных и частных интересов.

1  Термин заимствован из Определения Конституционного Суда РФ от 0бл2.2001 №257-0.


предидущая наверх следущая

Рекламная сеть