Для предпринимателя


Кто на сайте

Сейчас на сайте: 7 чел.

Поделиться



Instagram

Я.Метрика

Яндекс.Метрика
PDF Печать E-mail

Выездные налоговые проверки:

не всякое изменение есть развитие

ВЫЕЗДНЫЕ налоговые проверки являются самым мощным и эффективным инструментом контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Так, в 2006 году налоговыми органами было проведено более 180 тыс. таких проверок в отношении более 120 тыс. юридических лиц. При этом нарушения выявлены в 92,5% случаев, а доначисления налогов, пени и санкций по их результатам превысили 440 млрд руб., что составляет более 64% от общей суммы доначислений по итогам контрольной работы налоговых органов.

В ходе выездных налоговых проверок налоговые органы могут применять весь арсенал предоставленных им прав по выявлению налоговых правонарушений и сбору доказательств их совершения. Чтобы снизить вероятность бесконтрольного использования этих прав в ст. 89 НК РФ, установлен ряд ограничений на проведение выездных налоговых проверок:

* по проверяемому периоду — не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

• по повторности проверок (налоговые органы не вправе проводить 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период). Это ограничение не действует в случае назначения повторной выездной налоговой проверки в соответствии с п. ю ст. 89 НК РФ;

• по количеству проверок одного налогоплательщика в течение календарного года — не более двух, за исключением случая, когда решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения принимается руководителем ФНС России;

• по продолжительности проверки— не более 2 месяцев.

Именно последнее ограничение негативно сказывается на организации работы по выездным налоговым проверкам и снижает ее эффективность.

Дело в том, что до I января 2007 г. в срок проведения проверки включалось время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. В указанный срок не засчитывались периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых документов.

Таким образом, течение срока проверки до I января 2007 г. начиналось с момента представления налогоплательщиком документов для проверки, т. е. с того момента, когда проверка могла реально начаться. Если налоговая инспекция после вынесения решения о назначении проверки не могла найти налогоплательщика либо плательщик после ознакомления с решением не предоставлял необходимые документы, то проверка фактически не начиналась, и срок, отведенный на ее проведение, «сдвигался».

В то же время отсутствие регламентированного порядка учета «времени фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика» давало налоговым органам достаточно широкие возможности для манипулирования сроками и вело к затягиванию выездных проверок, что приводило в ущемлению прав налогоплательщиков. С I января 2007 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (далее — Федеральный закон № 137-ФЗ) срок проведения выездной налоговой проверки начал исчисляться со дня вынесения решения о назначении проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Теперь, по нашему мнению, серьезно ухудшилось положение налоговых органов. Итак, исчисление 2-месячного срока на проведение выездной налоговой проверки начинается со дня вынесения решения. После вынесения решения о назначении проверки инспекция должна найти налогоплательщика и уведомить его о начале проверки. Только после этого может осуществиться выход налоговых инспекторов к налогоплательщику. Соответственно время выездной налоговой проверки уменьшается


предидущая наверх следущая

Рекламная сеть